-
Notifications
You must be signed in to change notification settings - Fork 0
/
Copy pathRef02_Topo.Rmd
109 lines (51 loc) · 15 KB
/
Ref02_Topo.Rmd
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
# Векторизация топографической карты {#digitize}
## Исходные данные {#digitize-initial}
[В начало справки ⇡](#digitize)
Привязанная топографическая карта и аэрофотоснимок из предыдущего задания.
## Цель работы {#digitize-task}
[В начало справки ⇡](#digitize)
Научиться создавать базу пространственных данных для картографирования, научиться проводить векторизацию объектов на топографической карте и снимке.
## Создание базы пространственных данных {#digitize-database}
[В начало справки ⇡](#digitize)
Составление карты подразумевает, прежде всего, создание векторных наборов данных.
> **Векторные данные** – данные, которые описываются набором координат.
На данный момент нам необходимо знать, что векторные объекты могут относиться к трём _основным_ типам геометрии: 1) точечные; 2) линейные; 3) полигональные.
> **Классы объектов** – это наборы однородных векторных данных одного типа геометрии с одним набором атрибутов, относящие к одному роду пространственных объектов или явлений. Например, на почвенной карте будет визуализироваться класс полигональных объектов почв, класс полигональных объектов механического состава, класс внемасштабных почвенных ареалов.
> **Атрибут класса объектов** – это формализованное описание какого-либо свойства класса объектов. Атрибутов может быть много, каждый из них отвечает за различные аспекты пространственных объектов или явлений. У класса почв это может быть атрибут типа, подтипа, pH, содержания гумуса, мощности и т.д. Атрибуты строго типизируются, то есть при создании указывается тип данных, который будет храниться в атрибутивном поле: _целочисленные данные_, _действительные числа_, _числа с плавающей точкой_, _логические значения_, _текстовые данные_ и ряд других.
QGIS поддерживает различные форматы пространственных данных. Среди них наиболее удобным и современным для хранения и работы считается формат **Geopackage**. По сути это формат базы пространственных данных, внутри которой мы можем складывать различные классы объектов. Для создания базы данных формата **Geopackage** откройте окно Браузера внутри QGIS. Если его нет, включите его в выпадающем списке при щелчке правой кнопкой мыши по пустой панели. Найдите каталог, в котором вы хотите создать базу данных (лучше всего, чтобы путь к этой базы состоял из символов латинского алфавита, не содержал дефисов, пробелов и спецсимволов). Правой кнопкой мыши щелкните по каталогу, выберете **Новые – Geopackage**. Откроется окно, которое помимо самой базы данных предложит создать класс объектов внутри неё. В поле Имя таблицы введите имя класса объектов латинскими символами, лучше, чтобы это был английский перевод соответствующего вида картографируемого объекта, а не транслитерация.
Другой вариант создания базы данных – нажмите на кнопку ![](images/vector/New_gpkg_layer.png) на панели менеджера источников данных.
![Окно создания базы данных Geopackage](images/vector/Create_gpkg.png)
В поле **Тип геометрии** укажите соответствующую геометрию объектов.
> Обратите внимание, для площадных объектов необходимо выбирать полигональную геометрию, для линейных (реки, горизонтали и др.) – линейную, для внемасштабных (точечных) знаков – точечную.
Укажите спроецированную систему координат. Если указать геодезическую систему координат, то велика вероятность, что при векторизации объектов возникнут курьёзные ситуации.
В разделе **New Field** можно указать имя, типа и длину атрибутивного поля создаваемого класса объектов.
Каждый последующий класс объектов создавайте внутри базы данных. Таким образом вы сформируете единое хранилище для всех картографируемых объектов.
## Векторизация {#digitize-vectorize}
[В начало справки ⇡](#digitize)
Созданные классы объектов в базе данных можно добавить в перечень слоев проекта простым перетаскиванием, либо дважды щёлкнув по ним в Браузере. Для редактирования объектов и добавления новых объектов в класс необходимо войти в режим редактирования. Для этого можно щелкнуть правой кнопкой мыши по слою и выбрать пункт **Режим редактирования**, либо выделить слой и найти на панели инструментов кнопку ![](images/vector/Edit.png). Активация режима редактирования откроет некоторые другие кнопки на панелях. Например, для полигонального объекта появится кнопка ![](images/vector/New_polygon.png), с помощью которой можно создать новый полигон в слое. Для других типов геометрии иконка будет немного отличаться.
Рисовка контура осуществляется с помощью левой кнопки мыши. Для завершения рисовки объекта нажмите правую кнопку мыши. Для редактирования отдельных вершин нажмите на кнопку ![](images/vector/Vertices.png). После этого у объекта кружочками выделятся вершины.
![Полигон в режиме отображения вершин](images/vector/Polygon.png)
Курсор в таком режиме может вести себя тремя разными способами:
1) При выделении вершины вы можете изменить её положение
2) При выделении ребра вы можете сдвинуть его вместе со смежными вершинами
3) При нажатии на плюсик в центре ребра добавляется новая вершина
Нажатие на клавишу **DELETE** позволяет удалить вершину.
При векторизации объектов часто возникает необходимость пристыковать вершины одного объекта к вершинам другого объекта. Для корректной и комфортной пристыковки нужно включить панель Инструменты прилипания (**snapping**). Кнопка в виде магнита ![](images/Ref04/Snapping.png) активирует прилипание. Остальные кнопки на данной панели позволяют уточнить параметры прилипания, в том числе расстояние, на котором оно начинает действовать.
Если вам необходимо повторить значительную часть существующего контура при создании нового, то удобнее всего воспользоваться трассировкой (**Tracing**), нажав на кнопку ![](images/vector/Tracing.png) на панели инструментов прилипания. После этого при ведении на небольшом расстоянии от контура новый контур будет автоматически пристыковываться к существующем.
![Пример работы с инструментом трассировки](images/vector/Tracing.gif)
_Дополнительные инструменты оцифровки_
Соответствующую панель вы так же, как и предыдущую, можете найти в выпадающем списке панелей.
![Дополнительная панель векторизации](images/vector/Additional_panel.png)
На данной панели доступны инструменты для векторизации параллельных и перпендикулярных линий, для перемещения объектов, создания внутренних колец (по сути – дырки в полигоне), разрезания объектов, склеивания объектов и другие.
Выбрать объекты, например, для склеивания можно с помощью инструмента выделения ![](images/vector/Selection_tool.png).
Не забывайте регулярно сохранять изменения в геометрии слоев с помощью кнопки на панели ![](images/vector/Save_edits.png). Также не забывайте изменять изменения в самом проекте (они касаются набора слоев, их оформления, некоторых параметров) с помощью кнопки ![](images/vector/Save_project.png).
## Работа с атрибутами {#digitize-attributes}
[В начало справки ⇡](#digitize)
Векторизация предназначена для показа геометрической составляющей объектов и явлений на карте. Для показа семантических (смысловых) различий в явлениях используются атрибуты. Преимущество ГИС-пакетов по сравнению с графическими пакетами заключается в том, что мы можем напрямую сопоставить символику слоя и значения атрибутивных полей. Например, если мы показываем качественным фоном какое-либо явление, то каждой явление должно иметь своё значение в атрибутивной таблице. Открыть атрибутивную таблицу слоя можно, нажав правой кнопкой мыши по нему и выбрав пункт **Открыть таблицу атрибутов**.
![Выделение строк атрибутивной таблицы](images/vector/Attribute_table.gif)
Для редактирования атрибутов необходимо зайти в режим редактирования с помощью кнопки ![](images/vector/Edit.png). Для добавления или удаления атрибутивных столбцов также необходимо зайтив в режим редактирования, после чего появятся соответствующие кнопки ![](images/vector/New_field.png) и ![](images/vector/Delete_field.png).
> Обратите внимание, что изменение структуры атрибутивной таблицы в режиме редактирования – это исключительно «фишка» QGIS. Другие известные ГИС-пакеты, например ArcGIS, позволяют это делать только вне режима редактирования.
Обратите внимание, что каждая строка в атрибутивной таблице – это, по сути, один объект в классе объектов. Выделять объекты в атрибутивной таблицы можно с помощью нажатия левой кнопки мыши по левому краю строки. Для выбора нескольких строк подряд можно «тянуть» выделение левой кнопкой мыши, либо выделить первый и последний объект с зажатым **SHIFT**. Для выбора нескольких отдельных строк зажмите **CTRL**. Выделяемые в атрибутивной таблице объекты будут подсвечиваться жёлтым цветом на карте. Для приближения к выбранному объекту нажмите на кнопку **Увеличить карту до выделенных строк**
----
_Карпачевский А.М., Каргашин П.Е._ **Топография с основами геодезии**. М.: Географический факультет МГУ, `r lubridate::year(Sys.Date())`.
----